Legal services for your business in Poland

Механизм раздельной оплаты
“split payment”в Польше

16.05.2024

Автор: Данила Курадовец
Механизм раздельной оплаты («mechanizm podzielonej płatności», далее - MPP),

— процедура, при которой оплата товара или услуги происходит посредством специального банковского перевода, который разделяет оплачиваемые средства на:
  • сумму нетто товара и
  • сумму налога VAT (НДС).

Сумма нетто таким образом поступает на счет продавца, а сумма VAT поступает на его специальный налоговый счет.


Кто может пользоваться MPP?

Пользоваться механизмом раздельной оплаты могут исключительно предприниматели, являющиеся налогоплательщиками VAT, которые осуществляют оплату переводом в польских злотых (PLN).

Соответственно, split payment / сплит оплата применяется исключительно в B2B – физические лица получать средства в данном формате или отправлять их не могут как и предприниматели, которые освобождены от налога VAT. Схему MPP нельзя также применять при расчете наличными или по карте.

! Важно иметь в виду, что проформу-инвойс (польск. faktura pro forma) нельзя оплатить по схеме раздельного платежа MPP, так как проформа-инвойс не является инвойсом в понимании польского законодательства.


Добровольный и обязательный характер MPP

В зависимости от суммы транзакции и рода товаров или услуг, которых предметом является транзакция MPP может иметь добровольный или обязательный характер.

— Добровольный MPP
Предприниматель, являющийся налогоплательщиков VAT оплачивая товары от другого предпринимателя может применить оплату по схеме MPP.

Оплачивать все фактуры от поставщиков можно таким способом, либо только выбранные, а остальные оплачивать традиционным способом - переводом суммы счета без вычета налогов. При добровольном MPP решение о том, оплачивать ли таким образом счет принимает покупатель.

Преимущества добровольного использования MPP

  • Презумпция соблюдения должной осмотрительности
Если вы непреднамеренно ведете операции с VAT с недобросовестным контрагентом, а налоговая служба оспаривает право на уменьшение уплаченного VAT, использование MPP будет важным доказательством того, что вы соблюдали должную осмотрительность.

  • Отсутствие санкций за перевод на банковский счет, не указанный в белом списке налогоплательщиков VAT (biala lista)
Оплата с использованием MPP за фактуру VAT на сумму более 15 тыс. злотых брутто на банковский счет, не указанный в списке налогоплательщиков VAT (biala lista), позволит плательщику включить эту оплату в налоговые расходы и освободит его от солидарной ответственности за VAT, вытекающий из этого счета-фактуры.

Кстати, ранее подробно рассказали о Biała Lista налогоплательщиков VAT в Польше (5 основных вопросов).

  • Отсутствие штрафных процентов за задержку
К задолженности по VAT, возникшей за отчетный период, в котором вы указали сумму уплаченного VAT, из которой по крайней мере 95% следует из оплаченных по MPP фактур, не будут применяться повышенные 150% проценты по задолженности по налогам.

Освобождение от штрафных процентов не применяется в случае, если сумма налогового задолженности по VAT превышает вдвое сумму уплаченного налога, указанного налогоплательщиком в представленной налоговой декларации.

  • Возврат налога в ускоренном порядке
При использовании MPP возврат налога на счет VAT вы получите в ускоренном порядке - через 25 дней с момента подачи декларации.
Если вы подадите заявление о возврате на счет VAT, орган не может продлить срок возврата.

  • Судебное и административное преследование
Средства, накопленные на счете VAT, освобождаются от судебных и административных взысканий за исключением налога VAT, процентов по задолженностям по VAT, налога на доходы и процентов по этому налогу, акцизного налога и процентов по акцизному налогу, таможенных платежей и процентов по таможенным платежам, а также взносов в ZUS, то есть за исключением всех этих обязательств публично-правового характера, которые можно оплачивать со счета VAT.

  • Штрафы по VAT
По сумме оплаты в разделенном платеже не применяются штрафы по VAT.


— Обязательный MPP
Обязанность применения механизма разделенной оплаты распространяется на налогоплательщиков VAT, которые:

  • продают или приобретают «чувствительные» товары или услуги, то есть товары или услуги, перечисленные в Приложении № 15 к Закону о VAT,

и одновременно
  • общая сумма платежа по счету, то есть брутто-стоимость всего счета, превышает 15 тыс. злотых.

Необходимо применять MPP, если хотя бы одна позиция в счете касается «чувствительных» товаров или услуг.

Помните! Если вы являетесь продавцом и выставляете счет на сумму равную или превышающую 15 000 злотых за поставку товаров, перечисленных в Приложении № 15 к Закону о НДС, вы должны поставить на этом счете отметку «механизм разделенной оплаты».


Санкции за невыполнение обязательной системы MPP

Санкции для продавца:

Ответственность для юридического лица за непроставление отметки «механизм разделенной оплаты» в фактуре, несмотря на обязательство представляет собой назначение дополнительного налогового обязательства.

Это будет сумма, соответствующая 30% суммы VAT с фактуры, приходящейся на поставку товаров или оказание услуг, охваченных MPP. Физические лица, ведущие индивидуальную предпринимательскую деятельность, за такое нарушение несут ответственность, предусмотренную в Налоговом уголовном кодексе, и могут быть оштрафованы на сумму до 180 дневных ставок (это может составлять даже 5,4 млн злотых).

Санкции для покупателя:

Если вы, как покупатель, несмотря на обязательство, не проведете расчеты в системе MPP, налоговая служба установит вам дополнительное налоговое обязательство в размере 30% суммы VAT, приходящейся на товар или услуги, охваченные MPP.

Физические лица, ведущие индивидуальную предпринимательскую деятельность, за такое нарушение несут ответственность, предусмотренную в Налоговом уголовном кодексе, и могут быть оштрафованы на сумму до 720 дневных ставок (это может составлять даже 21,6 млн злотых).

Если вы оплатите фактуру, не используя MPP, такие расходы (определенные в такой фактуре) не будут признаваться затратами на получение дохода. При отсутствии проставления отметки продавцом санкция в виде исключения оплаты из затрат на получение доходов не применяется.

Чем мы можем Вам помочь?
Юридическая фирма ALG Legal предоставляет услуги по комплексному юридическому и бухгалтерскому сопровождению IT- бизнеса, гарантируя качество и надежность в каждом аспекте нашей работы.

Если у Вас есть отдельные кейсы для рассмотрения или остались вопросы относительно статьи – вы можете связаться с нами посредством telegram или оставив заявку на сайте. Мы изучим Вашу ситуацию и поможем найти лучший вариант решения.

Разъяснения предоставлены помощником юриста корпоративной практики ALG Legal – Данилой Курадовец.

+48 516 120 823
info@algl.legal
Daniel Kuradowiec
Legal assistant ALG Legal
Контакты
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Здесь вы найдете много полезной информации о юридических и налоговых аспектах ведения бизнеса в Польше